Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В связи с современными потребностями школьного иноязычного образования одним из эффективных условий активизации познавательной деятельности школьника является достижение метапредметных результатов не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Основная цель обучения учебному предмету «Иностранный язык» заключается в овладении им как средством межкультурного общения, позволяющим обучающимся успешно достигать личностных и профессиональных успехов в будущем. Приобретение школьниками практически значимых знаний и умений осуществляется в ходе особым образом организованной деятельности, направленной на самостоятельный поиск ими той или иной информации, на применение различных способов действий, связанных с обязательной рефлексивной оценкой достигнутых результатов.
Межпредметные связи (МПС) – это установление взаимной согласованности содержания образования по преподаваемым учебным дисциплинам, обусловленных спецификой каждого учебного предмета. Межпредметные связи на уроке иностранного языка реализуются через содержание обучения, и в соответствии с содержанием урока МПС делятся на внутрицикловые (связь иностранного языка с другими гуманитарными дисциплинами) и межцикловые (связь иностранного языка с предметами естественнонаучного и математического циклов).
Особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы «беспредметен» (И.А.Зимняя): он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов. В этом мы видим актуальность нашего исследования. Обучение иностранному языку в средней школе происходит в неразрывной связи с другими предметами, без ломки существующей педагогической системы и педагогического процесса.
Но, несмотря на это, вопросы межпредметных связей недостаточно разработаны в методике обучения этому предмету (отчасти исследовались связи с родным языком), но эти связи почти не реализуются в практике обучения массовой школы. Лучше в этом отношении дело обстоит для школ с углубленным изучением иностранного языка.
Цель исследования: изучить вопросы метапредметности и межпредметных связей на уроке иностранного языка.
Объектом исследования является целостный педагогический процесс.
Предметом нашего исследования являются непосредственно существующие межпредметные связи.
Глава 1. Теоретические основы межпредметных связей на уроках иностранного языка
1.1. Теоретическое обоснование актуальности проблемы
Внедрение федерального государственного образовательного стандарта в систему современного образования является не только требованием времени, но и потребностью развития подрастающего поколения. В основе нового стандарта лежит системно-деятельностный подход в обучении, согласно которому ученик выступает в интерактивной роли, а не в роли пассивного слушателя.
В отличие от предшествующих стандартов, теперь во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия (УУД) – умения, которые помогут школьникам учиться самостоятельно. Важными становятся не только знания, полученные за время обучения в школе, а умения ими пользоваться в дальнейшем обучении и в повседневной жизни.
В федеральном государственном образовательном стандарте важным является достижение планируемых результатов: личностных, предметных и метапредметных.
Основным положением стандартов второго поколения служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию приобретения и усвоения, т. е. умения учиться.
Концепция универсальных учебных действий учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки . УУД рассматриваются как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Таким образом, современная система образования ориентируется на развитие УУД, в формировании которых особая роль отводится учебно-исследовательской, проектной и творческой деятельности обучающихся. Метапредметные результаты рассматриваются федеральным государственным образовательным стандартом как универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Формируемые способы деятельности в рамках одного или нескольких учебных предметов в дальнейшем применяются как в период образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Универсальность метапредметных умений состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат в основе всех школьных предметов, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации путем организации межпредметных связей.
В настоящее время метапредметность представляет собой одно из ключевых понятий образования в Российской Федерации. Данному понятию отводится одно из ведущих мест в рамках ФГОС ОО второго поколения, где метапредметность рассматривается в качестве так называемого «надучебного» предмета, предметные границы которого максимально размыты, и один учебный предмет может переходить в другой учебный предмет, пересекаясь самым неожиданным образом.
Учебный предмет «Иностранный язык» с точки зрения метапредметности характеризуется как дисциплина, обладающая особенным потенциалом.
Межпредметность всегда была актуальной в рамках дисциплин гуманитарной направленности, поскольку сама сущность урока по иностранному языку, которая предполагает непрерывное общение учителя и учащихся, направлена на обсуждение в ходе урока тем самой различной направленности: от древнейшей истории вплоть до политических и экономических вопросов современности. Для формирования у учащегося способности к ориентированию в динамичном современном мире, следует развивать и вырабатывать комплексный подход решения возникающих проблем и ситуаций, используя при этом знания, полученные в разных предметных областях, используя их при составлении целостной картины того или иного события либо явления.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Белова, Е.А. Перспективы использования межпредметных связей в обучении английскому языку [Электронный ресурс] / Е.А. Белова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/313283/
2. Борщева, О.В. Структура интегративного подхода к обучению иностранному языку [Текст] / О.В.Борщева // Вестник МГГУ им. М.А.Шолохова. Педагогика и психология. – 2011. Вып. 1. – С. 5-8
3. Ведюшкин В. А., Бурин С. Н. Новая история зарубежных стран: Конец XVIII – начало XX века: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа: Издательско-образовательный центр «Веди-принт», 2014. – 304 с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М., 1996
5. Гущина, И.В. Использование межпредметных связей на уроке [Электронный ресурс] / И.В. Гущина. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-152887.html
6. Кузовлев В. П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. П. Кузовлева. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 128 с.
7. Кэрролл Л. Приключения Алисы в Стране чудес / пер. с англ. Н. М. Демуровой; ил. Л. Кэрролла, Дж. Тенниела. – М.: Лабиринт Пресс, 2014. – 107 с.
8. Лебедева, Н.И. Межпредметные связи в обучении [Электронный ресурс] / Н.И. Лебедева – Режим доступа:lebedeva70.moy.su/publ/mezhpredmetnye_svjazi/1-1-0-8
9. Пивнюк Н. Посещение странного мира. О школьном изучении сказки Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес» // Литература. – 2006. – № 5. – С. 21–26.
10. Примерные программы по учебным предметам. История. 5–9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2012. – 111 с.
11. Пузатых, А.Н. Преподавание культуры как пятого вида языкового навыка при обучении иностранным языкам [Текст] / А.Н. Пузатых // Дидактика межкультурной коммуникации в иноязычном образовании. Теория и практика: материалы всероссийской конференции с международным участием, посвященной 75-летию проф. А.Н. Утехиной: в 2 ч. / ред.: Т. И. Зеленина, Л. М. Малых. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. – Ч. 1: Педагогика. – С. 28-29.
12. Сомова С.Н. Музыка на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – №2. – 2004
13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 47 с.
14. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М., 2011. – 42 с.
15. Харисова Л.В. Межпредметные связи в процессе преподавания английского языка // Иностранные языки в школе. – №5. – 2006.
16. Lewis Carroll. Alice in Wonderland / Lewis Carroll with forty two illustrations by John Tenniel. – New York: D. Appleton and Co. Broadway, 2009. – 400 р.